После заключительного матча 1/4 финала первенства ВХЛ-2015/16 между ЦСК ВВС и «Славутичем» в пресс-центре Ледового спортивного комплекса прошла пресс-конференция с участием главных тренеров команд.
Сергей Королев, главный тренер «Славутича» (Смоленск):
- Конечно, я доволен, что мы прошли дальше. Хочу сказать слова благодарности своим ребятам – матчи получились напряженными, были абсолютно равными, а сегодня игра шла до гола. Повторюсь, что выиграли за счет большей свежести – дорога у нас была немного легче, поэтому и использовали свои микромоменты. Еще и удача улыбнулась. Для нас эти игры очень поучительны. Процентов двадцать хоккеистов только проходят школу плей-офф. Мы получили бесценный опыт, который перенесем на следующий этап. Так что лечим болячки и двигаемся дальше.
- Удалось решить вопрос психологии, о котором говорили вчера?
- Да, момент важный. В этом плане показательна сегодняшняя драка. Понятно, что захлестывают эмоции. Но она ввела нас в боевое состояние, мы встряхнулись. По движению игру начали неплохо, потом несколько сбавили обороты. Списываю это на недостаток опыта. Хозяева сразу зацепились, надо отдать им должное, забили гол. И вот эта драка нас всколыхнула, эмоционально подняла, игра стала злее и покатила в нашем русле.
Сергей Сошников, главный тренер ЦСК ВВС (Самара):
- Комментировать сейчас не совсем просто. Настраивались, что сегодня ночью уедем в Смоленск, дабы там быть посвежее. И вот эта струна настроя натянулась и лопнула, хотя второй период был переломным. Но, к сожалению, как сказал тренер соперника, чуть-чуть не хватило свежести. Потому что, по большому счету, те ошибки, которые стали ключевыми, совершили игроки, от которых этого не ждали. Простительно, например, молодому Платоненко, но Сергею Абрамову снисхождение делать нельзя, потому что он опытный хоккеист. Я не хочу сказать, что это была роковая ошибка. Но в такой ситуации, когда натянуты струны и игра идет до гола, третья шайба остановила напор. Вторая зашла бы с нашей стороны – не мытьем, так катаньем. Зашла ведь первая. Весь второй период терпели-терпели, давили-давили, подбирали-атаковали, и смогли одну забить. Третий период то же самое показал. Но третья шайба стала абсолютно ненужной, и, наверное, поставила точку в сознании ребят, что, мол, сил у нас сегодня не хватит. Это психологический момент.
Про драку я бы не сказал, что она как-то принизила наши эмоции. Наш капитан эту драку провел достойно. Он пошел на этот жест, потому что, получив у борта микротравму, почувствовал, что сил нет, продолжить игру не сможет, но пользу команде надо принести. По большому счету, я могу только аплодировать Виктору Тихонову. Принести себя в жертву ценой травмы и пойти на то, чтобы «убрать» одного из лидеров соперника, это дорогого стоит. Может быть, в течение всего сезона нам таких поступков и не хватало. Как говорил Владимир Высоцкий, «настоящих буйных мало».
Конечно, не хватило Андрея Чернова. Вчера парень остался без трех зубов, но нарушения правил со стороны соперника усмотрено не было. Удар высоко поднятой клюшкой: три зуба прочь и сотрясение мозга. Но после этого он продолжил играть, в какой-то момент потерял равновесие, еще и колено поранил. В результате один из сильнейших нападающих, я бы даже сказал, наше знамя – Андрей Чернов сегодня играть не смог. Утром перед раскаткой пришел бледный, кушать не может, голова кружится, все плывет. Тем не менее, был с нами до конца.
Вот таких ребят и надо сюда притягивать, чтобы сформировать хорошую рабочую домашнюю и узнаваемую команду. У нас вообще большой провал в российском хоккее в том плане, что все решают деньги. Игроки перекупаются на ранней стадии, уезжают из дома раньше времени. В свою бытность, когда пришел в команду мастеров, в ней не было ни одного иногороднего. Я приехал из соседнего города той же области, но считался иногородним игроком. А сейчас со всего мира собираем по нитке, а из своих, кто угодно, только не местные. Поэтому наша основная задача – создать узнаваемую команду. Этот вектор развития самарского хоккея принят в городе. Министром спорта поставлена задача навести порядок в этой сфере, и развиваться именно таким способом.
Хочу поблагодарить самарского болельщика за то, что он нас очень здорово поддерживал. Честно говоря, для меня было откровением, насколько хоккей любим в Самаре. Судил по тому, как от матча к матчу увеличивалась длина «коридора» из болельщиков к раздевалке.
Нам надо выстраивать свою работу с учетом социальной роли, которую играет хоккей. Больше общаться, ходить в школы, популяризировать вид спорта. А также поменять отношение к рекламе – на весь город одна убогая афиша. Эта Лига не для города-миллионника! В этом отношении Самара на определенном этапе потерялась. Поставлена задача исправить ситуацию. Самарская команда должна принимать участие в соревновании, которое ниже по вертикали Континентальной хоккейной лиги. Это наша цель.
По реконструкции Дворца спорта есть информация, что этим занимаются. Более подробную информацию можно найти в СМИ, до нас она доводится, может быть, чуть-чуть быстрее. Есть план, есть инвестор. В настоящий момент мы, действительно, переживаем тяжелые времена. Никому не пожелаешь жить в эпоху перемен. Наши перемены сейчас вдвойне тяжелы, потому что инфраструктура находится в дичайшем состоянии.
- Вернемся к игре. Что с Василием Шутовым?
- Он получил очень серьезную травму. Инерция – сила серьезная. В прыжке тормозил, выбросило на борт. У меня было ощущение, что он, как будто, сам прыгнул, но он же не сумасшедший. Это произошло случайно, спонтанно. Вася достаточно легкий игрок, вспорхнул, как перышко. Возможно, думал, что летит в борт головой, хотел уйти, поэтому сгруппировался, ударился плечом, и оно «вылетело». Одно радует, что есть время для восстановления.
Ближайшие наши игры – это турнир в Тольятти среди команд Высшей лиги, который запланирован на 22 апреля. Заявлено, что приглашена «Лада», только без легионеров, с лучшими игроками «Ладьи». Этот турнир позволит провести определенную селекцию и начать планомерную подготовку к новому сезону, чего нам не хватило в этом году. Тренироваться, работать над совершенствованием индивидуальных качеств, практически, было некогда. Начиная с января, игры с небольшими перерывами следовали одна за другой. Формат этой Лиги не позволяет готовить ребят. Сюда они приходят с достаточно низкими кондициями и индивидуальными качествами, но в то же время с определенной перспективой, получая игровую практику. Парни не имеют возможности тренироваться, потому что фактически «живут» в автобусе. На будущий год планируется участие 16-и команд, т.е. набирается два полноценных дивизиона, значит, игр будет еще больше. Но бюджет не позволяет нам перемещаться другим способом. Из Смоленска мы ехали 28 часов. К домашним играм подошли в худшем состоянии, чем гости. Они дома отдохнули, ночь нормально поспали, позавтракали, потренировались и в обед выехали. А мы в это самое время еще сидели в автобусе, и вернулись в Самару в половине шестого утра, когда гости уже приехали в Самару и имели возможность тренироваться. Объективных причин достаточно, а способствует этим причинам субъективный фактор.
- Сергей Николаевич, когда следует ждать определенности с соревнованием, в котором будет выступать ЦСК ВВС в следующем сезоне?
- 25 апреля должен состояться Госсовет при Президенте Российской Федерации, на котором, как нам обещают, будет принят вектор развития отечественного хоккея. В соответствии с ним будет выстраиваться определенная пирамида коллективов, лиг и т.д. Мы пока думаем о своей, самарской, системе. Хоккейная школа начала работать три года назад, она сформировалась и планомерно укрепляет свои позиции, т.е. фундамент заложен. У нас есть юношеская команда, играющая в ЮХЛ, и, принципиально, этого достаточно. В настоящий момент МХЛ-Б ликвидируется, и наша работа с юниорами будет вестись в направлении создания хорошей команды, в которой, в большинстве случаев, будут играть самарские ребята. Возможно, мы будем проводить точечную селекцию уже в 17 лет, подтягивая ребят под первую команду. А первой командой останется ЦСК ВВС – клуб, который будет играть в Высшем соревновании, но ниже КХЛ. Промежуточное положение между ЮХЛ и нашей командой должна занять «Ладья» – единственная молодежная команда, которая будет существовать на территории Самарской области.
- Но самарским болельщикам хотелось бы большей самостоятельности, а так получится зависимость от Тольятти.
- Не получится, этот момент продуман. В Самарской области будет создан коллегиальный орган – Тренерский совет, в который войдет спортивный директор «Лады», главный тренер «Ладьи», спортивный директор или генеральный менеджер ЦСК ВВС, главный тренер юниорской команды, старшие тренеры детских спортивных школ Тольятти, Самары и окрестностей. Именно он будет принимать решения по переходам ребят от 16-и лет, и определять целесообразность переходов внутри региональной системы. Внутри Тренерского совета будут созданы институты, которые будут получать необходимую информацию и принимать кардинальные решения. Местечковых взаимоотношений больше не будет. Когда-то было принято решение, что «Лада» фаворит, но в то время клуб финансировался из другого источника, и на него было сложно влиять. Сегодня «Лада» финансируется из областного бюджета. Это и будет определять, как «Ладе» развиваться, по каким правилам играть. Я полагаю, что Самарская область имеет своих воспитанников, нет, даже не полагаю, а знаю. В начале наших переговоров в апреле прошлого года я представил список их 24-х человек, которые могли бы выступать в нынешнем сезоне в составе ЦСК ВВС. Все с бывшей пропиской в Самарской области – воспитанники Самары и Тольятти. К сожалению, наши переговоры затянулись, решение не было принято, по сути дела, до 31 августа. Все ребята уже были подписаны, и «поймать» кого-то было невозможно. Ну, а дальше вы всю историю знаете. Кого успели «сачком» выхватить, они уже здесь. Я надеюсь, что Самара запомнила Ковалева. Этот парень рабочий, по-своему талантливый, но не яркий, потому что работяги, как правило, серые. В нашей команде он оказался очень полезным игроком, стал лидером, игроком центра первого звена.
- Сейчас уже можете сказать, кого не будет в составе ЦСК ВВС?
- Не могу. Я не знаю планы наших ребят. Кто-то по состоянию здоровья не сможет играть, поскольку есть реально проблемные. Если мы собрались идти наверх, требования другие. Целесообразно ли будет человеку становиться инвалидом на другом уровне? Может быть, он найдет себя в соревновании низшего уровня? Мы его туда делегируем, поможем с трудоустройством. Но на более высоком уровне должны быть преимущественно молодые, более сильные. Интерес ведь в развитии, мы их можем передать либо наверх, либо укрепить собственные позиции.
- Будет ли матч болельщиков и мастеров ЦСК ВВС, как в прошлом году?
- Я никогда не был против подобных матчей. Просто пока еще не знаю отношение руководства ЦСК ВВС к этому вопросу. Будучи руководителем клуба у себя дома, в Оренбурге, порядка десяти лет организовывал подобные матчи в конце сезона. И всегда эти матчи заканчивались обоюдными положительными эмоциями, которые сближали нас со зрителями и делали настоящей хоккейной семьей.
- Какие ближайшие планы ЦСК ВВС перед выступлением в апрельском турнире?
- Сейчас на некоторое время ребят отпустим. Надо выдохнуть, восстановиться, кто-то «раненый», а в третьей декаде марта начнем очень серьезную подготовку.
Пресс-служба ХК ЦСК ВВС |