Гендиректор АНО «Хоккейный клуб ЦСК ВВС» - о перспективах и задачах новой организации.
Некоммерческая организация «Хоккейный клуб ЦСК ВВС» начала свою деятельность 1 августа 2017 года. Сергей Сошников, который ранее возглавлял ЦСК ВВС на посту главного тренера, официально вступил в новую должность генерального директора АНО.
Что изменилось в клубе с регистрацией нового юрлица? Что представляют собой команда и клуб в настоящее время? Из каких источников финансируется? Какие задачи ставит на сезон? Об этом и многом другом - в интервью «СО».
- Каково положение дел в настоящее время в ХК ЦСК ВВС?
- Все идет в штатном режиме, планово, без нервотрепок. Единственная сложность - определение бюджетного финансирования. Наша организация недавно утверждена, поэтому раньше сентября мы пакет документов оформить не успеваем, а значит, и первые бюджетные субсидии к нам поступят не раньше, чем через пару-тройку недель. Что касается нюансов, связанных с предсезонной подготовкой, то в отличие от прошлого года в это межсезонье мы никуда не выезжали на сборы, а готовились дома.
- С чем это связано? Ведь в прошлом году, несмотря на отсутствие субсидий из бюджета, вы ездили и на УТС.
- Да, ездили. Но разница в том, что в прошлом году существовала организация СРСОО «ХК ЦСК ВВС», которая могла вести административную деятельность. В отличие от этого межсезонья, когда новой организации просто не существовало, и мы до 1 августа не могли ни договор заключить, ни письма на фирменном бланке отправить, ни даже автобус арендовать.
- Как вы вышли из ситуации?
- В этом году у нас есть свой лед в ФОКе «Маяк». И мы впервые были единственными пользователями ледовой арены. Так как мы подведомственная минспорта организация, то нас расселяли в относящемся к министерству спорта Самарской области подразделении - гостинице СК «Грация». Так что это нам ничего не стоило. В отсутствие бассейна, который к тому времени еще не запустили, нас принимала гребная база в Рождествено. Там мы провели, считаю, полноценный сбор и в домашних условиях подготовились не хуже, чем на выезде.
- Какие задачи сейчас первостепенны?
- Единственный важный момент - это успеть выполнить требования регламента ВХЛ по размещению рекламы. Также необходимо завершить монтаж системы видеофиксации гола. Камеры в воротах для нас новшество, поскольку в первенстве ВХЛ они не требовались, и в «Кристалле», где мы будем сейчас играть, в предыдущем сезоне системы видеогола также не было. Но мы еще два месяца назад купили камеры. Сейчас все работы идут в рабочем режиме, и я думаю, что мы успеем вовремя.
- Поскольку бюджетные средства вам еще не поступали, а система видеофиксации голов стоит порядка одного миллиона рублей - на какие деньги вы покупали оборудование?
- Назначение хоккейного клуба - не только тратить, но и зарабатывать. Мы встали на эти рельсы и привлекаем спонсоров.
- То есть купили систему «видеогол» на спонсорские деньги?
- Можно и так сказать, но точно не на бюджетные средства.
- Я слышала, что вы вложили собственные средства в покупку оборудования…
- Не буду комментировать этот вопрос. Дополню лишь тему изменения подхода к финансированию клуба. ЦСК ВВС принимает более современный облик. Сегодня мы не потребители, а строители хоккейного бизнеса, попутно популяризирующие нашу любимую игру. Для этого наш клуб и создавался минимуществом и минспорта. В наших планах также заниматься рекламой, а впоследствии - готовить игроков, их обмен на денежную компенсацию тоже будет дополнительным доходом.
- Что представляет собой команда на сегодняшний день? Как она сбалансирована? Сколько контрактов подписано?
- До определенного момента был введен режим тишины, потому что мы не имели права делать какие-либо заявления от имени несуществующей организации. Но, несмотря на то, что начали деятельность мы три недели назад, до этого времени без работы не сидели. Поэтому на сегодняшний день команда сбалансирована и практически понятен состав нашего матча открытия. На просмотре все еще находятся несколько игроков (в Пензу на «Кубок Дизеля» с нами ездили шестеро хоккеистов на просмотровых контрактах), но их мы подпишем после первой игры чемпионата в качестве дозаявки. Плюс в нашем распоряжении есть пятеро командированных из «Лады». Все в совокупности формирует у нас нормальную длинную скамейку.
- Контракты заключаются долгосрочные или годовые?
- Сегодня у нас необходимости в долгосрочных контрактах нет. Правда, по регламенту мы обязаны подписывать долгосрочные трудовые соглашения с теми игроками, у кого первые профессиональные контракты в жизни. Таким станет наш самарский голкипер Никита Назайкин. Его контракт будет трехлетним, а у всех остальных - на год. Я не считаю это чем-то криминальным, ввиду того, что мы по ходу сезона можем переподписать контракт. Поскольку мы новая организация, то условия соглашений с игроками будут пересматриваться. И мы не переживаем за то, что игрок, доиграв сезон, для нас потеряется. В любом случае мы застрахованы от потерь регламентом, поскольку спортивные права принадлежат клубу, с которым у игрока закончился контракт. Так что у нас, так сказать, право «первой ночи». И если нам хоккеист был интересен, если мы с ним друг друга понимаем, то в конце апреля мы сделаем ему предложение о продлении сотрудничества, и он «автоматом» продолжит играть за нас.
- Болельщиков волнуют билетная и абонементная программы. Какой будет ценовая политика?
- Для определенной категории лиц, любителей халявы, скажу сразу - в «Кристалле», где мы будем играть, пробраться на трибуны бесплатно невозможно. В этом спортивном сооружении это исключено. Второебилетов не будет. Будут только сезонные абонементы, своего рода помощь клубу.
- И сколько вы планируете заработать на абонементах?
- У нас есть четко обозначенный план - продать 500 абонементов по цене от 5 до 10 тысяч рублей. Соответственно, если посчитать в среднем по 7 тысяч рублей за годовой абонемент, то это будет 3,5 млн. Не так много, конечно, но для нас это уже что-то.
- Не соглашусь с вами как болельщик - я считаю, что у меня должно быть право выбора. Мне, например, неудобен абонемент, потому что у меня не получается ходить на все домашние матчи. Зачем я буду платить за то, чем не могу пользоваться? И потом - места в таких случаях будут пустовать.
- Поймите, помещение «Кристалла» не позволяет заниматься билетной программой. Здесь больше хлопот и «заморочек» с ее реализацией. А своим абонементом, если не получается прийти на игру, можете поделиться с кем-нибудь - ведь они будут не именными, а со штрихкодом.
- Трибуна для гостей предусмотрена?
- Мы прекрасно понимаем, что на выездные матчи в ВХЛ болельщиков ездит не больше пяти. Поэтому, согласно регламенту, им, конечно, будет отведен сектор, но чисто формально. Откровенно сказать, я почти уверен, что и самарских-то болельщиков особо не затянешь. Чего уж говорить о приезжих?
- Где можно приобрести сезонные абонементы?
- На данный момент мы не можем назвать адреса. У нас есть сложности в этом вопросе. Но проблемой сейчас занимаются.
- Тогда переформулирую вопроскогда болельщики смогут узнать, где они могут приобрести абонементы?
- Я ориентируюсь на период первой тестовой игры в «Кристалле» - 2 сентября.
- Вы говорили о шатрах для болельщиков. Как это должно выглядеть на практике?
- Планируется, что это своего рода микс-зоны в разных точках города. По примеру тех, что делаются всегда при серьезных мероприятиях типа чемпионата мира. В наших планах - подписание договоров с коммерческими структурами, которые владеют такими микс-зонами. Например, с рестораном «Старая пристань» на набережной.
- То есть это будут бары и рестораны?
- Да. Это помещения постоянного типа, аналогичные тому, что я уже назвал. Они будут расположены в разных точках города - «Кошелеве», районе «Авроры» и т.д. Так как мы обязаны вести онлайн-трансляцию по регламенту, то одновременно матч в прямом эфире можно будет смотреть в обозначенных местах. Таких шатров в Самаре еще нет, и мы будем первыми.
- Сколько думаете собирать зрителей?
- Начнем с малого - 50-100 болельщиков.
- Вход для них будет платным?
- Нет.
- Какая выгода клубу?
- Если оборот у наших партнеров в дни матчей будет увеличиваться, то они будут поддерживать наш клуб материально.
- Где болельщики могут узнать адреса шатров?
- Информация будет на нашем сайте. Но не на том, что функционирует сейчас. Отмечу, что у нас с этой темой есть сложности. Дело в том, что тот сайт, который был в старом клубе, принадлежит частному лицу. Сейчас нам формально передали его в пользование, для исполнения регламента разрешили изменить дизайн, а также написать, что это официальный сайт. Но на самом деле он таковым не является, а для изготовления нового официального ресурса нужно время.
- То есть http://cskvvs.com станет неофициальным?
- Да.
- Как выглядит штатное расписание нового клуба?
- Есть штатное расписание, утвержденное нашим главным органом администрации - наблюдательным советом. В отличие от клуба КХЛ, где есть шесть тренеров, мы в этом плане находимся на полулюбительском – полупрофессиональном уровне.
- Кто вошел в тренерский штаб?
- Главный тренер - Дмитрий Романов. Тренер по защитникам - Андрей Козлов, бывший игрок воскресенского «Химика» и московского «Спартака». Тренер по физподготовке - наш бывший игрок Виктор Тихонов. Я в свободное от административных функций время на общественных началах буду ассистировать главному тренеру. За штатом у нас остался тренер вратарей Алексей Шарнин. Он будет работать по совместительству. Сожалею, но так выглядит действительность сегодняшнего дня - секвестрование бюджета, оптимизация расходов и эффективность использования бюджетных средств. Вот и выкручиваемся. Соответственно, зарплаты тренерского штаба в сравнении с прошлым годом уменьшатся. Они будут складываться из двух источников - внебюджетных средств и бюджетных субсидий, в примерном соотношении 50 на 50, так как по закону мы не имеем права тратить на зарплату более 40 процентов бюджетных средств.
- Можете ли вы прокомментировать ситуацию с уходом Сергея Шиханова? («СО» писало об этом в №57 от 21 августа 2017 г.) В частности, действительно ли ставка тренера Козлова является «проплаченной», как заявил Шиханов-младший?
- Напомню такой момент - о нескольких источниках финансирования ЦСК ВВС учредители объявили сразу. Нам было поставлено условиехоккейный клуб не увеличивает бюджетную нагрузку и обязан привлекать половину средств извне, за счет спонсоров. Соответственно, на основании общего количества средств утверждалось штатное расписание и формировался фонд оплаты труда тренеров. Привлеченные средства поступают на счет клуба в качестве благотворительных пожертвований для обеспечения уставной деятельности. За счет бюджета тренер получает 20 тысяч рублей, и такая же сумма добавляется из привлеченных средств. Итого зарплата тренера - 40 тысяч рублей. Но что именно имел в виду Шиханов, говоря о проплаченной должности тренера? Не знаю. Скажу только, что он был самым высокооплачиваемым игроком у нас в команде, а когда завершил игровую карьеру, на тренерской ставке он также получал высокую зарплату. Но сейчас таких денег мы платить ему не можем.
- Давайте уточним: бюджет ХК ЦСК ВВС - 100 млн рублей, из них 50 млн - бюджетные субсидии? Просто, по нашей информации, изначально вам было обещано из бюджета 70 млн рублей, а итоговая цифра оказалась меньше.
- В принципе, нам ничего не обещали. Меня информировали о том, что расходы в виде субсидий со стороны минспорта в бюджете предыдущей организации составляли 59-60 млн рублей. Но ввиду того, что идет повсеместно секвестрование, эта сумма будет урезаться и из бюджета мы получим не более 50 млн рублей. Это условие было озвучено сразу при создании организации.
- То есть менеджменту нужно найти еще 50 млн рублей от спонсоров?
- Главное - мы обязаны удовлетворить требования регламента, в котором прописано, что бюджет клуба должен быть не менее 100 млн рублей. Гарантийного письма за подписью министра спорта Самарской области Дмитрия Шляхтина стало достаточно, чтобы выполнить условия регламента.
- Уточните - 100 млн на «основу»?
- Нет, на всю жизнедеятельность клуба. Именно поэтому гарантийного письма было достаточно. Потому что в клубе по договору существует детско-юношеская спортивная школа. Финансирование у нее в настоящее время в границах 50 млн рублей. Сложив наши 50 млн и 50 млн ДЮСШ, получаем совокупные 100 млн рублей на всю структуру. Это значит, что и министр никого не обманул, и наш бюджет регламент удовлетворяет. Также уточню, что мы экономим на затратах по аренде льда и помещений на «Маяке» - эти статьи расходов идут по госзаданию. То есть этих живых денег у нас нет, но фактически мы экономим порядка 10 млн только за лед.
- В связи с демонтажем Дворца спорта где базируется команда, административный и тренерский штабы?
- Офис нам предоставили там, где живут игроки - в СК «Грация».
- Начали ли поступать внебюджетные средства?
- Да.
- Что вам дает подписание договора с «Ладой»? Какого уровня игроков они вам откомандировали?
- Начну со второго вопроса. Тольяттинский тренерский штаб и сам бы хотел задействовать этих игроков, если б не одно «но» - отсутствие опыта во взрослом хоккее. Это ближайший резерв «Лады», но на сегодняшний момент «сырой», играющий с мужиками не «кость в кость», а на «будьте любезны». У нас они должны окрепнуть, обкататься в мужском хоккее. Нам это выгодно, потому что они являются прикомандированными, что снижает нагрузку на нас в финансовом плане, и при этом удлиняют скамейку. Но право выйти в основном составе они должны будут заработать в конкуренции. Мы не обязаны ставить их в каждой игре в основу только потому, что они из «Лады». Играть будет тот, кто сильнее.
- Какова в итоге получается скамейка у ЦСК ВВС?
- Наших игроков на контрактах - 30, плюс тольяттинская пятерка.
- Какие цели поставило руководство команде на сезон? Кто отвечает за результат?
- В этом году перед нами озвучена задачазакрепиться в лиге и выполнять свою основную функцию - готовить молодых интересных хоккеистов для флагмана Самарского региона. Также, в рамках своей уставной деятельности, готовить игроков и зарабатывать деньги от их продажи. Спортивные достижения, за которые тренеров отправляют в отставку, с нас сняты. Ибо всем ясно, что бюджет наш как раз для озвученных задач.
- Какая мотивация у тренерского штаба в отсутствие четкой задачи?
- Спортивный результат, к которому мы будем стремиться, - это выходить на каждую игру и играть на победу. Задача - занять место как можно выше в турнирной таблице, а если бог даст, то и в плей-офф выйти. Пока наш девиз - «Быстрее, выше, сильнее». Поймите, мы реалисты, а спорт - это еще и соревнование бюджетов, но мы в этой гонке не участвуем. Для нас первично выстраивание в Самарской губернии вертикали для развития хоккея. Главное - подготовка молодых талантливых хоккеистов, а не собирание шлака по 37-38 лет, который давно не интересен российскому хоккею, при всем моем искреннем и большом уважении к возрастным хоккеистам. Но давайте смотреть правде в глазаэти ветераны спорта, хоть и переломанные все, шитые-перешитые, но при этом очень высокооплачиваемые. А зарплату нашей молодежи, по современным меркам, я бы назвал стипендией за то, что могут получить высшее хоккейное образование и заявить о себе перед болельщиками.
- Будет ли презентация команды? Изменится ли форма?
- У нас нет ресурсов, как у питерского СКА или «Лады», поэтому презентация будет на первом домашнем матче. Но да - мы сделали ребрендинг. Скоро вся Самара сможет его оценить - рекламой послужит наш автобус. Наша новая форма впервые «засветилась» 12 августа в матче с «Ладой», а темные цвета мы использовали в Рязани. Поэтому кто хотел увидеть - увидел.
- Хоккейный флагман региона, для которого вы обкатываете молодежь, - это «Лада»?
- Да. В Самарской области приняли главную стратегическую задачу - выстраивание вертикали или, по-другому, пирамиды, вершиной которой является тольяттинская «Лада». Ступенью ниже находится самарский ЦСК ВВС, далее по ранжированию - команды юношеской хоккейной лиги «Лада-Веста» и «Комета», детско-юношеские школы ХК «Лада» и ЦСК ВВС, а фундаментом являются все хоккейные школы на территории Самарской области. Таким образом, нет никакого противостояния между клубами, а есть решение общей задачи - развития хоккея в Самарской губернии и снижение бюджетной нагрузки за счет взращивания местных игроков, а не покупки дорогостоящих хоккеистов на стороне. Это все связано с общей тенденцией оптимизации и эффективности использования бюджетных средств в развитии спорта.
- Что еще входит в ваши договоренности с «Ладой»?
- Мы понимаем, что для Самары ЦСК ВВС - это бренд с 25-летней историей и своей аудиторией. Мы сохранили его, и обращу внимание, что «Лада» и ЦСК ВВС - самостоятельные клубы. Но при том, что каждый сам по себе, мы партнеры в общем деле, которое контролируется правительством губернии, минспорта Самарской области, региональным минимуществом и т.д. Соответственно, общие штрихи в организации игры будут просматриваться. Мы советуемся с тренерским штабом «Лады», выстраиваем общую линию и пытаемся под нее подстроиться. В принципе, что у тольяттинцев в КХЛ, что у нас в ВХЛ - все примерно одно и то же, поэтому и тактика подбирается под определенный контингент.
- Это какой?
- Скажем так - это молодая боевая команда, которая меньше содержит у себя художников и больше тех, кто рояль носит. В ней - наиболее работоспособные и цепкие люди, которые своей работой и самоотдачей будут завоевывать сердца болельщиков и расти в мастерстве.
Ирина Вирго. «Самарское обозрение» |