Генеральный директор ЦСК ВВС Михаил Ничепуренко подвел итоги минувшего сезона, рассказал о причинах расставания со многими хоккеистами, о том, кто призван их заменить, а также объяснил, почему самарский клуб не будет фарм-клубом «Лады», почему «Нефтехимик» перестанет быть партнером ЦСК ВВС и почему региону нужна команда в ВХЛ-Б.
Особенности «ковидного» сезона
- Михаил Иванович, сезон для ЦСК ВВС официально завершился. Что отложилось в памяти со знаком «плюс» и какие воспоминания расстраивают?
- С удовольствием вспоминаю историческую и уверенную победу в Тольятти над «Ладой» 4:1. В принципе, мы и дома вполне могли их обыграть, не победили только по стечению обстоятельств. Но взяли очко. Можно сказать, что мы им подставили подножку, этих очков тольяттинцам и не хватило для выхода в плей-офф. Еще был обыгран на выезде будущий чемпион - «Югра». Но негатива, к сожалению, накопилось больше, и связан он был не с хоккеем как таковым. Имею в виду финансовую ситуацию. Вся эта неразбериха началась еще в прошлом мае, когда бывший министр спорта региона Дмитрий Шляхтин пообещал: в ближайшее время клуб получит деньги. А вышло так, что, по сути, до ноября мы остались без финансирования. Хорошо, что у нас сложились дружеские, доверительные отношения с «Академсервисом», который занимается организацией наших выездных матчей, а также с авиакомпанией. Они закрывали глаза на то, что мы постоянно задерживали оплату. Просто знали, что мы выполним свои обязательства, как это всегда и было. И шли нам навстречу. В общем, с дорогой, питанием, проживанием на выездах проблем не возникало. А были, как странно это бы ни звучало, трудности с тем, чтобы кормить команду в Самаре, на базе. До Нового года руководство клуба привлекло порядка 5 миллионов рублей, которые в том числе пошли на питание хоккеистов в «Грации». С оплатой проживания они были готовы ждать, а вот питание нужно было оплачивать сразу. Кроме того, на эти деньги заправляли и обслуживали автобус. А еще — фармакология, различные мази и крема для работы массажиста. Не забывайте и о том, что в силу специфики «пандемийного» сезона команда была вынуждена каждые 7 дней сдавать анализы на COVID-19. А многие клубы требовали, чтобы у нас на руках были анализы, сделанные за два дня до прибытия к ним. Ребята сдавали их в Москве, Тюмени, Ханты-Мансийске, других городах. Все это оплачивалось из выше упомянутых привлеченных средств.
Несмотря на все проблемы, сказать, что мы плохо подготовились к сезону, я не могу. Вполне нормально. Вспомните: какое-то время входили в «десятку», занимали 7-8 места. Но зарплаты все не было, на хоккеистов давила неопределенность — они не знали, когда получат деньги. Задержки были по 3-4 месяца. С приходом летом нового тренерского штаба сменилась большая часть игроков, и многие никогда не играли в таких условиях, как в Самаре. Психологически ребятам было очень тяжело, и я их прекрасно понимаю. И здесь еще такой нюанс. В отличие от «Лады», наш клуб живет по нормам, установленным Минспорта области, — проживание 1000 рублей на человека в сутки, питание — 800 рублей. Но это не самое страшное. Проблема в том, что объем денег на зарплату не должен превышать 40% от выделенных нам из бюджета средств. Грубо говоря, выделили нам на 2020 год 50 миллионов, и на зарплату может пойти не больше 20 миллионов. Это же просто смешно! Ведь в эту сумму входят и налоги, и вычеты… Крутись, как хочешь. А помимо игроков и тренеров, которые финансируются по линии Минспорта, в клубе есть сотрудники, которым тоже нужно платить. И это было нашей головной болью на протяжении всего этого очень трудного сезона. Да и сейчас, в общем-то, тоже. Только вчера хоккеисты получили зарплату за февраль. Многие спрашивают: зачем вам нужны были эти весенние сборы, турнир, товарищеские матчи? Объясню. Здесь несколько причин. Первое. Все это было нужно в том числе, чтобы людям элементарно выдать заработную плату. Получили мы 12 миллионов, 40% пошло на месячную зарплату, остальное — на организацию сборов, участие в турнире, поездки на матчи в Тольятти. Во-вторых, сборы и спарринги были необходимы новому тренерскому штабу, чтобы просмотреть игроков из состава образца сезона 2020/2021 и новичков. Оценить их психологическое и физическое состояние, игровое мастерство. Посмотреть, как старые и новые игроки будут взаимодействовать друг с другом, понять, подходят ли они под игровую модель. И в итоге определиться, кого приглашать на предсезонку, а с кем расстаться. И третий момент. Мы пошли навстречу «Ладе», которой позарез нужны были эти товарищеские матчи, потому что у тольяттинской команды есть обязательства перед АВТОВАЗом, рекламные обязательства перед спонсорами. Пошли навстречу «Ладе», заранее зная, что после 12-дневного перерыва между двумя сборами мы на первый матч выйдем никакие, абсолютно не готовые. С другой стороны, тренерам было полезно посмотреть, как ребята будут играть с чистого листа. Эти матчи дали им хорошую пищу для размышлений.
Кадровый вопрос
- На данный момент известно, что контракты с ЦСК ВВС продлили всего пять человек. Кто-то еще из команды образца сезона 2020/2021 останется?
- Для начала скажу, что нам удалось сохранить центрфорвардов первого и второго звена — это Игнатушкин и Сарваров, пару защитников Семенов-Шафигуллин, а также Грошева, у которого были предложения из клубов ВХЛ. Плюс молодые самарские ребята. Мы обязаны подчиняться требованиям Минспорта, согласно которым в составе нашей команды должно быть не менее 30% местных воспитанников. Не обязательно из Самары — из Тольятти, других населенных пунктов области... И тренерский штаб намерен пригласить троих местных ребят из тех, кто участвовал в весенних сборах, летом на пробные контракты. А также одного-двух ребят 2003-2004 годов рождения из «Кометы».
- Кто из ушедших игроков сам изъявил желание сменить клуб, а кто покинул ЦСК ВВС по решению нового тренерского штаба?
- Лазарев поедет на просмотр в клуб КХЛ «Адмирал». Он сказал, что ему нравится в ЦСК ВВС, и если там не подойдет, то готов вернуться. Дубинин перейдет в «Ладу». Десятков-младший и Николенко решили уехать в «Сокол». Михайлов пока не определился — у него есть предложения из Тольятти и от клубов КХЛ. Теперь о тех, с кем решил расстаться новый тренерский штаб. Это Коренков, Чернюк, Басков, Колычев, Денисов, Валуйский, Набиуллин. Отдельно хочу сказать по Юнгову и Чередниченко. Илья, перейдя из ЮХЛ, к сожалению, потерялся во взрослом хоккее. Его беда прежде всего в том, что он лентяй. А ведь природа наградила его отменными физическими данными — при соответствующем отношении он мог стать ведущим игроком нашей команды... Чтобы как-то встряхнуть Юнгова, в прошлом сезоне мы отдавали его в «Ладью», но в итоге его оттуда отчислили за профнепригодность.
Чередниченко тоже перестал прогрессировать. А ведь перед началом сезона Павел Десятков не мог нарадоваться той игре, которую показывало молодежное звено. Но ребята почему-то резко сдулись. И тренерский штаб Кирдяшова отказался от Чередниченко уже после первого весеннего сбора, хотя у Сергея контракт действовал еще целый год. Юнгов уже перестал быть «лимитчиком», а Чередниченко 2001 года рождения, он подходил по возрасту. У меня был разговор с Андреем Кирдяшовым насчет Ильи и Сергея. Была мысль — может быть, оставить их, все же наши, самарские. Но главный тренер сказал, что они будут обузой для команды и что вместо Чередниченко он лучше возьмет «под лимит» кого-то из тех троих местных, о которых я говорил выше, или самарских игроков из ЮХЛ 2003-2004 годов рождения. Да, Илья и Сергей воспитанники самарского хоккея, но в их ситуации, возможно, им пойдет на пользу смена обстановки, и когда-нибудь они вернутся в ЦСК ВВС, чтобы стать лидерами команды.
- Какова ситуация со знаковым для ЦСК ВВС игроком — Александром Степаненко? Игрок попрощался с самарским клубом, но затем в соцсетях появилась информация, что якобы есть варианты, при которых Степаненко может продолжить карьеру в Самаре…
- Я не понимаю, откуда болельщики взяли, что Степаненко может остаться. Дескать, мы подняли шум, и руководство клуба резко пошло на попятную и может предложить игроку контракт. Это полная ерунда! Александра тренерский штаб в команде не видит. Как бы больно не было болельщикам, этот факт им нужно принять. Хоккеисту объяснили — почему было принято такое решение. Степаненко в этом сезоне попадает под категорию «29+». А таких игроков в команде может быть только пять. И вакансий уже нет. Помимо Игнатушкина и Сарварова, в ЦСК ВВС будут играть опытные Александр Родионов - защитник, крайний нападающий Олег Марзоев и центрфорвард Александр Васильев. Так решил тренерский штаб. Этих хоккеистов Андрей Кирдяшов хорошо знает, и они должны стать одними из лидеров команды.
Я понимаю эмоции болельщиков: Александр Степаненко многое сделал для нашего клуба, он действительно знаковый игрок для ЦСК ВВС. И лично я бы хотел, чтобы он остался. Но волевое решение ни к чему хорошему бы не привело. У Александра порой были непростые отношения и с предыдущими тренерами ЦСК ВВС. И несколько раз едва не доходило до его отчисления из команды. А один раз Александр все же ушел, но я вернул его в Самару.
Состав комплектует тренерский штаб, это его прерогатива. Тренеры подбирают игроков под себя, под свою игровую модель. Руководство клуба расписывает фонд зарплаты, обозначает ее лимит, а тренеры делают предложения по каждому игроку. Так было и в этот раз. Мы уложились в означенную сумму. И получили положительные ответы почти от всех хоккеистов, кому предложили контракты. Думают пока двое.
На сегодняшний день ЦСК ВВС укомплектован 25 хоккеистами. Помимо тех, кого я называл выше, контракты уже заключили Федор Хорошев, Ефим Мишкин, Егор Дорофеев и Дмитрий Марченков. О подписании соглашений с клубом остальными мы сообщим 1 мая. На сегодняшний день в первых четырех звеньях у нас вакантны всего две позиции. В первом звене пока вопрос с крайним нападающим — на это место четыре кандидата. А в четвертом звене — с центрфорвардом, здесь тренеры рассматривают двух хоккеистов. Планируется, что вторую тройку нападения составят Сарваров, Грошев и Марзоев.
«Мы — не полигон»
- Некоторые болельщики нашей команды уверены: уход такого большого количества игроков нужен для того, чтобы расчистить место для тольяттинской молодежи, а ЦСК ВВС по сути превратится в фарм-клуб «Лады» и будет готовить игроков для флагмана хоккея Самарской области…
- Ничего подобного не будет. В качестве аргумента этим людям приведу такой факт: из 25 игроков, которые сейчас в ЦСК ВВС, тольяттинец только один — Данил Семенов. Это к вопросу о том, что мы будем обкатывать тольяттинскую молодежь. Да, генеральный директор «Лады» Чеботарев озвучил эту мысль в своем интервью, но это его точка зрения. А у нас она диаметрально противоположная. Видимо, Александр Викторович вспомнил 2010 год, когда он в последний раз работал в «Ладе». Тогда тольяттинцы играли дивизионом выше, и логично, что многие игроки «Лады» проходили обкатку в ЦСК ВВС.
По ходу сезона 2004/2005 «Ладу» покинули многие игроки, и мы отдали в Тольятти 14 хоккеистов, которые у нас находились в скрытой аренде. А ведь к тому моменту мы шли на 4-5 местах в высшей лиге. У нас тогда просто не было выбора — эти игроки принадлежали «Ладе». Но нет худа без добра: мы тогда «подняли» из ЦСК ВВС-2 Захарчуков, Швейкина, Чернова, Базеева, Рябухина, которые вскоре стали лидерами нашей команды.
Да, мы с «Ладой» финансируемся в разных пропорциях из бюджета области, у них есть АВТОВАЗ. Но фарм-клубом «Лады» мы никогда не были и не будем. Если бы «Лада» играла в КХЛ, тогда, наверное, был бы смысл «спускать» к нам хоккеистов. А так… Кого нам брать из Тольятти? «Ладья» давно не попадала в плей-офф МХЛ. Есть у них пару неплохих игроков, есть одна звездочка — Свечков, но это игрок для «Лады», не для нас. Какой смысл нам брать у них игроков? Они не будут сильнее тех, кто в ЦСК ВВС. Так что еще раз скажу - мы не станем полигоном для обкатки тольяттинской молодежи.
Ну а с тем, что «Лада» является флагманом хоккея в Самарской области, я вынужден согласиться. У них ледовый дворец отличный, а у нас его, по сути, пока вообще нет. Да и финансирование на несколько порядков больше. Но мы развиваемся как самобытный клуб и составляем «Ладе» определенную конкуренцию. И мы полностью зависим от правительства региона, которое по госзаданию выделяет нам финансирование.
«Региону нужна команда в ВХЛ-Б»
- Знаю, что вы против создания в регионе команды НМХЛ, но приветствуете участие коллектива от Самарской области в первенстве ВХЛ (ВХЛ-Б). Поясните свою позицию.
- Бюджет команды НМХЛ в среднем составляет 30 миллионов. Этих денег вполне достаточно, чтобы участвовать первенстве ВХЛ. Команда для ВХЛ-Б, я считаю, должна быть сформирована из воспитанников самарского и тольяттинского хоккея. По хорошему, она должна базироваться в Сызрани, где есть современный ледовый дворец. Но здесь нюанс — там нужно устанавливать дорогостоящую систему «Видеогол». И чтобы избежать таких расходов, эта команда вполне может играть в самарском «Кристалле». Почему я против участия в Национальной молодежной хоккейной лиге? В ЮХЛ играют до 18 лет, в НХМЛ - до 20. И после этого игрок просто уйдет в никуда. Не все же в таком возрасте созревают для чемпионата ВХЛ, а тем более — КХЛ. А в ВХЛ-Б нет никакого возрастного ценза.
Если через два-три года, как заявлено, «Лада» поднимется в КХЛ, а ЦСК ВВС останется в ВХЛ, то такая команда будет жизненно необходима для построения и нормального функционирования полноценной хоккейной пирамиды в регионе. А куда податься хоккеисту из команды НМХЛ? Он еще не готов играть на взрослом уровне. Обтесался в ВХЛ-Б — и уже в чемпионате может заиграть. Ведь при этой системе можно «опускать» и «поднимать» игроков безо всяких лимитов — восстанавливающихся после травмы, болезни, тех, у кого мало игровой практики и так далее. А в команду НМХЛ ты хоккеиста старше 20 лет не отправишь.
Что с деньгами?
- Есть ли предпосылки к тому, что в следующем сезоне финансовая ситуация в клубе изменится к лучшему?
- Мы каждый год на это надеемся. На 2021 год нам опять прописали всего 50 миллионов. Хотя говорили, что дадут больше. Но это предварительно. И эти 50 миллионов уходят на расходы с января по апрель, включая зарплату и весенние сборы. А мы еще должны заплатить вступительный взнос в лигу на участие в чемпионате ВХЛ в размере 6 миллионов. Понимаете, что значит для клуба такая сумма при нашем бюджете?
Да, мы получили гарантии от наших учредителей — Минспорта и Минимущества - в том, что 130 миллионов заложены на сезон 2021/2022 на ЦСК ВВС. Но мы таких денег ранее никогда не получали. Надеемся, что в новом сезоне что-то изменится.
Идут разговоры о том, что в июне — начале июля из дополнительных источников клубу выделят средства, чтобы мы без проблем начали новый сезон. Ждем решения.
Про «Видеогол»
- В завершившемся сезоне клуб платил серьезные штрафы за несоответствие требованиям лиги системы «Видеогол». Эта проблема решена?
- Пока нет. Требования к «Видеоголу» в прошлом сезоне сильно ужесточились, и мы действительно заплатили 400 тысяч в качестве штрафа. Установка новой системы стоит от 5 миллионов рублей. Для нас это нереальная сумма. И мы сейчас прорабатываем другой вариант — обновление действующей системы. Мы закупаем новый сервер, кодировщик потока, камеры с другими характеристиками. Цена вопроса - 175 тысяч без монтажа. Но проблема в том, что внедрение тайм-кода займет определенное время, а нам нужно успеть к 1 июня. В том числе смонтировать камеры на синих линиях и завести их в единую систему. Лига пошла нам навстречу, не заставляя закупать новую систему, потому что не известно, до какого числа мы будем играть в «Кристалле». А на арене в новом ледовом дворце, разумеется, система «Видеогол» будет по умолчанию. Но до этого момента ВХЛ нам все равно продолжит выставлять штрафные санкции.
Новый партнер
- Ходят слухи, что клубом-партнером ЦСК ВВС в следующем сезоне будет «Северсталь». Имеют ли они под собой основания?
- Мы благодарны «Нефтехимику» за плодотворное сотрудничество. Оно началось, когда в ЦСК ВВС пришел главный тренер из Нижнекамска — Александр Соколов, продолжилось при Павле Десяткове. Новый тренерский штаб считает, что мы должны взаимодействовать с другим клубом КХЛ. У нас есть договоренность с этим клубом на 99,9%, но до 30 апреля у нас действует соглашение с «Нефтехимиком», а у клуба, название которого я, по понятным причинам, пока не называю, - с другим клубом ВХЛ. Этот клуб КХЛ предлагал нам сотрудничество еще год назад, но тогда Нижнекамск предложил продлить соглашение. Они уже прислали нам список игроков, которые будут командированы в ЦСК ВВС. Там пять полевых и вратарь довольно высокого уровня. К слову, среди них — два кандидата в молодежную сборную страны. Все они приедут на первый сбор нашей команды, который начнется 1 июля. Да, эти ребята едут к нам за игровой практикой, но Андрей Кирдяшов уже уведомил руководство этого клуба КХЛ, что при определении состава на игру будет соблюдаться спортивный принцип. Будут командированные ребята сильнее своих конкурентов по игровому амплуа — будут играть.
На сбор — в Лениногорск
- Уже есть понимание, где пройдут летние сборы?
- 30 июня собираемся в Самаре, 1-2 июля проходим медосмотр, 3-4 июля получаем результаты анализов и обследований, которые загружаем в медицинские разделы на сайтах федерации хоккея и лиги. Хоккеисты должны быть официально допущены к тренировкам, чтобы исключить такие трагические случаи, какой имел место в прошлом году в «Южном Урале», когда на второй день сборов скончался игрок. 5 июля команда едет в Лениногорск, сбор там будет проходить по 25 июля включительно. Хоккеисты там будут заниматься «на земле». Затем возвращаемся в Самару и начинаем ледовую подготовку. Мы уже дали согласие на участие в турнире в Тольятти 10-12 августа, в котором сыграют команды ВХЛ. Также есть предварительные договоренности о контрольных матчах с «Челнами», «Барсом», «Ладой» и «Нефтяником». Мы получили несколько предложений от организаторов различных турниров, которые состоятся в конце августа, но пока не приняли решение — сыграем ли там. Все будет зависеть от даты начала чемпионата.
Пресс-служба ХК ЦСК ВВС |